МОРАТОРИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО В ПОДМОСКОВНЫХ ГОРОДАХ НЕ ПОМОЖЕТ РЕШИТЬ НАКОПИВШИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ — ИЛЬШАТ НИГМАТУЛЛИН
18 февраля
Президент ГК "Гранель" уверен, что решение продиктовано не перенасыщением рынка и избыточным предложением в сегменте новостроек, а недостатком инфраструктуры
Проблемы, которые стали причиной моратория на строительство новых проектов в Балашихе и Королеве, знакомы многим Подмосковным городам. Основная причина такого положения вещей заключается не в перенасыщении рынка и избыточном предложении в сегменте новостроек, а в дисбалансе жилья, объектов социальной инфраструктуры и повышенной нагрузке на транспортную сеть, считает президент ГК "Гранель" Ильшат Нигматуллин.
"Был период, когда ближний радиус Подмосковья застраивался бездумно и темпы жилищного строительства существенно опережали развитие социальной и транспортной инфраструктуры во многих городах. Как раз по такому сценарию и велась застройка Подмосковной Балашихи. Ситуацию усугубляет и тот факт, что Балашиха стала одним из самых дешевых городов Московской области по стоимости жилья, и объекты на первичном рынке вызывают интерес не только местного населения и москвичей, но и приезжих из регионов. За последнее десятилетие город стал одним из самых застраиваемых населенных пунктов в Московской области.
Наряду с жилыми объектами добросовестные застройщики возводили и объекты социальной инфраструктуры и как могли помогали городу – занимались реконструкцией устаревших инженерных сетей, строительством локальных дорог и т.д. Возьмем ЖК «Алексеевская роща», на территории которого уже работают 4 детских сада и заканчивается строительство общеобразовательной школы. Однако, не во всех проектах были соблюдены нормативы по строительству школ, детских садов и т.д.
Но не это главное. На мой взгляд, основная проблема Балашихи заключается в отстающем развитии транспортной составляющей. Затраты на строительство и реконструкцию магистральных дорог или на развитие «легкого» метро не сможет компенсировать за счет собственных средств ни один застройщик. В этом вопросе приходится рассчитывать только на помощь из госбюджета. Сегодня в планах строительство дублера Щелковского шоссе, предполагается, что новая трасса пройдет через Балашихинский и Щелковский районы и существенно разгрузит Щелковское шоссе. Надеюсь, к тому времени власти Подмосковья пересмотрят свое решение относительно запрета на возведение новых жилых комплексов в Балашихе. Сбалансированные проекты комплексного освоения территории, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой, рассчитанной, в том числе, на жителей близлежащий районов, в будущем принесут только пользу и городу, и местному населению.
Теперь несколько слов о Королёве. Проблемы транспортной доступности в этом городе удалось решить за счет реконструкции Ярославского шоссе. Кроме того, местные жители охотно пользуются железнодорожным транспортом. Поэтому с транспортной сетью здесь все в порядке. Но в городе существуют другие сложности. В советские времена в Королеве находился крупнейший в стране научно-производственный комплекс ракетного машиностроения. Градообразующие предприятия и определили градостроительную политику в Королёве, согласно которой устанавливались приоритеты в области жилищного строительства и развития социальной инфраструктуры. Впоследствии проекты точечной застройки, которые стали появляться в современное время, нарушили существующий баланс между жильём и объектами социальной инфраструктуры. Тем не менее, и в Короле есть проекты комплексной застройки, на территории которых работают детские сады, школы и т.д. Некоторые из них рассчитаны не только на новоселов, но и на местное население. Так, жилые комплексы «Валентиновка парк» и «Театральй парк» реализуются на удалении от центра Королёва, малоэтажная застройка (три этажа с мансардой) по соседству с частным сектором гармонично вписывается в существующую застройку, а построенные в будущем детские сады и школы могут принять детей, проживающих в домах по соседству.
Поможет ли решить мораторий все перечисленные выше проблемы? На мой взгляд, нет. И в Балашихе и Королеве сегодня на этапе согласования находится ряд проектов, предварительная договоренность на строительство которых уже была достигнута. Девелоперы уже успели вложиться в проработку этих проектов, а также выполнить определенного рода обязательства перед городом. Только при индивидуальном рассмотрении каждого нового проекта и строгом соответствии его характеристик существующим нормативам можно будет рассчитывать на создание комфортной среды проживания и дальнейшее гармоничное развитие городов", — считает эксперт.
Как сообщила ранее газета "Ведомости" со ссылкой на главу Московской области Андрея Воробьева, в Балашихе и Королеве объявлен мораторий на новое строительство. Губернатор рассказал изданию, что в этих городах отменены все разрешения на новое строительство, которые можно было отменить. Как уточнил позднее "Интерфаксу" зампред правительства Московской области Герман Елянюшкин, запрет на новое строительство будет снят в Королеве и Балашихе только после принятия генеральных планов.
"Генплан Балашихи в декабре 2015 года был рассмотрен и в целом одобрен Градсоветом Московской области. На весну намечены публичные слушания по его обсуждению. Генплан Королева только готовится для рассмотрения, однако публичные слушания по его обсуждению также намечены на весну", — рассказал собеседник агентства.
Он пояснил, что задача этих документов — обеспечить гармоничное развитие муниципалитетов, сбалансировав жилую недвижимость, бизнес- и промышленные площади, обеспечивающие местных жителей рабочими местами, социальной и обслуживающей инфраструктурой.